Год для могилевской «Арники‑Агро» выдался по‑настоящему урожайным: вырастили 5,8 тысячи тонн яблок — второй результат по валовому сбору в стране.
Для сравнения: другие фермеры и сельхозпредприятия Могилевской области, специализирующиеся на выращивании яблок, сообща получили около 3,7 тысячи тонн. Даже капризы погоды на ООО «Арника‑Агро» корректируют… технологиями. К примеру, майские заморозки могли погубить весь урожай, однако грамотная работа со средствами защиты позволила не только сохранить, но и вырастить на две тысячи тонн больше, чем в прошлом году. Директор предприятия Виталий НИС рассказал «СГ» о сбыте плодов и работе с торговыми сетями, технологиях и модернизации, без которых невозможно представить современное садоводство.
Виталий Нис шутит, что на вкус свои яблоки оценить не может: не ест их, а продает. И довольно успешно. На конец ноября урожай, а это почти 6 тысяч тонн, распродан.
— На календаре 49‑я неделя года, а на все наши яблоки уже есть договоры. Если ко мне придет покупатель и предложит лучшую цену, вынужден буду отказать: с сетями заключены контракты на поставки, — поясняет Виталий Аркадьевич. — Но такой оптимизм у нас сейчас, в мае же были реальные опасения, что яблоко не вырастет. Ударил мороз, температура пять дней держалась на уровне минус шести градусов. Думали, не будет ничего. Но мы серьезно потратились на защиту сада, и именно в период заморозков. В итоге получили хороший урожай. Но он, конечно, далек до нашего предела. Стремимся к 100 тоннам с гектара. Да, по отдельным сортам урожайность доходила до 60 тонн, в среднем же собрали 33 тонны с гектара. Нужно при этом понимать, что некоторые сады еще не плодоносят, другие на стадии неполного плодоношения. Урожайность такая, как и средняя температура по больнице.
Виталий Нис активно работает с торговыми сетями и откровенно не понимает негодования со стороны некоторых производителей: мол, их плоды не попадают через сетевиков в продуктовые корзины покупателей. Но почему крупные магазины должны брать яблоко далеко не товарного вида? Сперва, уверен Виталий Аркадьевич, нужно вырастить достойный продукт:
— Естественно, сети не станут покупать плохое яблоко. Это обыкновенные рыночные отношения. Знаю, что магазины будут брать у меня продукцию, потому что соответствует их требованиям, она необходимого им и покупателю качества.
Наши яблоки попадают и в крупнейшие российские сети. За последние три года был возврат только одной машины из России. Это, считай, погрешность.
Даже в минусовые температуры на предприятии жаркая пора — торговая. Яблоки, а это более двадцати сортов, калибруются, сортируются, складываются в паллеты и фурами уезжают к заказчику. Небольшие плоды тоже продаются. К примеру, комбинатам школьного питания. Мелкого калибра, к слову, совсем немного, около 10 процентов. Но, замечает Виталий Нис, мировой уровень — это пять процентов. Есть куда стремиться.
Вторая технологическая задача — подготовка машин к новому сезону. К февралю они должны быть на линейке готовности. В ноябре в садах осуществляются обрезка, подкормка. И работа на новый яблочный год.
— Чтобы вырастить достойный урожай, нужно строго соблюдать технологии. Других рецептов нет, — уверен бизнесмен. — Но это недешево. Только на защиту сада тратим около 800 тысяч рублей. Цифры лишь планируемые, в реальности могут оказаться выше. В этом году с учетом заморозков обработок было больше, а следовательно, затрат.
Общая площадь яблоневых садов «Арники» — 180 гектаров близ деревень Сидоровка, Брыли и Голени. Еще около 200 гектаров засажены вишней, смородиной, крыжовником, клубникой, голубикой. Смородину хотят догнать до 130—150 гектаров, яблоки — до 300. Закуплены саженцы на весну. И через год эта работа будет продолжена. При расширении площадей под сады одно из ключевых требований — хранение. В «Арнике» на существующей базе могут заложить до 10 тысяч тонн яблок, то есть почти еще один полученный в 2023‑м урожай. Но здесь мыслят по‑деловому и смотрят в сторону модернизации.
Акцент и на обновлении техники. Из 19 тракторов за последние три года приобретено 15, три комбайна для уборки смородины добавилось к двум имеющимся. Намечено обзавестись контурным обрезчиком, чтобы можно было минимизировать ручной труд. В штате, к слову, больше ста человек, в сезон же численность работников увеличивается втрое. В бизнес‑плане предприятия очень четкая задача: повышать урожайность, сокращая затратную часть. Логично, чем она меньше, тем больше прибыль.