Приземлился он на кафедре геодезии и фотограмметрии землеустроительного факультета Белорусской государственной сельскохозяйственной академии три года назад. Студенты, которым интересна научная деятельность, уже выполнили ряд проектов. А третьекурсница земфака БГСХА Елена Куцаева (на снимке) изучила опытные поля вуза, положив данные с беспилотника в основу научной работы, победившей в недавнем конкурсе ГИС-проектов студентов и аспирантов Беларуси. Елена уверена: сельхозпредприятиям вполне можно использовать подобные методики в реальных условиях.
— Благодаря беспилотнику дистанционное зондирование земли как предмет стал для студентов более интересен, — говорит старший преподаватель кафедры геодезии и фотограмметрии Олеся Куцаева (она же — мама Елены). — Научиться управлять дроном может любой, а вот применять полученную информацию на практике под силу не каждому. Решили объединиться с агрономической службой нашего вуза и показать, на что способно современное оборудование.
К примеру, используя беспилотник, определяли площади земельных участков, делали цифровые 3D-модели рельефа, оценивали продуктивность сельхозкультур, состояние посевов в разных фазах роста и рассчитывали вегетационные индексы.
Научной деятельностью академии заинтересовалось даже производственное предприятие «Устье» Национальной академии наук в Оршанском районе. Хозяйство обратилось к агрофаку вуза, который в тесной связке с геодезистами занялся изучением травяных культур. Для начала была уточнена площадь поля. Как оказалось, потерялось около 15 гектаров.
— Это кажется, что данные несущественные. Но когда дело касается урожая, важен каждый гектар. Дальше беспилотник помог определить, как взошли травы, где выросли хуже. В итоге дали рекомендации практикам, какие участки требуют дополнительной подкормки. Это уже не геодезия в чистом виде, а смесь с агрономией, — вспоминает интересный опыт работы Олеся Алексеевна.
Рабочие инструменты Елены — беспилотник и планшет — вмещаются в один чемоданчик. Участок облета определяется специальной программой. Но съемка — только один из базовых элементов. Полученные фотографии или видеозаписи самостоятельной ценности не представляют. А уже их обработка, подсчеты могут дать нужный результат.
— На первый анализ данных уходили часы, могла сидеть ночами, — вспоминает третьекурсница земфака. — К слову, в первую научную работу включилась не только мама, а еще и папа. Он тогда поступил в магистратуру БГСХА, тоже заинтересовался беспилотниками. В итоге вместе с ним написали научную работу, представили ее в 2021-м на конкурсе ГИС-проектов студентов и аспирантов Беларуси и заняли третье место. В этом году исследование расширили и добавили еще одну культуру — кукурузу, которую активно выращивают в наших хозяйствах.