Марию Цемрюк в Костюковичах ни с кем не спутаешь. Еще 3 года назад она почти первой в городе освоила электросамокат и до сих пор в свой 71 год ездит на нем повсюду – и в храм, и в магазин… Все знают ее и ее семью: Цемрюк – фамилия в ОАО «Белорусский цементный завод» очень уважаемая. И Мария Михайловна, и ее супруг Александр Иванович были свидетелями, как поднимался с нуля завод и в результате вышел в лидеры цементной промышленности. Председатель первичной профсоюзной организации БЦЗ Екатерина Малашенко сама предложила интервью с Марией Цемрюк для «БЦК-инфо». И как всегда, не ошиблась. Мария Михайловна любому ровеснику может дать фору! Это подтвердят и многие сотрудники Управляющей компании, которые росли на ее глазах, а она с мужем, шутит, старели на их…
Из педагогов – в мастера
Родилась Мария Цемрюк в Суражском районе Брянской области. По образованию – педагог, учила ребят русскому языку и литературе в средней школе. Но школа – это всегда стрессы, психологически тяжело, поэтому в один судьбоносный момент она решила поменять свою жизнь – и в 1990 году переехала на строящийся цемзавод в Костюковичах. Сначала заведовала складом технологического оборудования и, благодаря этому, знала производство, как сейчас говорит, если не как свои 5 пальцев, то на 95% – однозначно.Все оборудование, все документы шли через ее руки. Хочешь – обязательно научишься.
Когда завод запустился, стала сменным мастером цеха помола сырья. Кстати, она прекрасно помнит, как Президент Александр Лукашенко приезжал на открытие предприятия:
– Вот это был день! Как раз запускали сырьевой цех. Дважды в своей жизни с Александром Григорьевичем пообщалась. Сначала, когда мы стояли возле заводоуправления. У нас в семье тогда было все непросто. Сын Игорь учился в институте в Москве, а на дворе середина 1990-х, все тяжело и с выплатой зарплат, и вообще с экономикой. Стою и думаю и об этом, и тут подходит Президент со словами: «Вы только не волнуйтесь!Страна вам поможет, и детям вашим!» Как чувствовал… У меня просто слезы из глаз полились. Еще мы с Александром Григорьевичем Лукашенко встречались, когда запускалась первая упаковочная линия…
А потом Мария Михайловна 15 лет проработала мастером в цехе аспирации, пылеулавливания и вентиляции, который был создан в 1996-м и просуществовал до конца 2015 года. Первым его настоящим, крепким начальником и стал муж Марии Михайловны Александр Иванович, и проработал в этой должности целых 15 лет. Эту планку на БЗЦ ничто не превзошел до сих пор. До этого Александр Иванович работал слесарем в цехе помола цемента, затем мастером, заместителем начальника. Принимал активное участие в запуске завода, которого так ждали все Костюковичи!
«Дорогой Александр Иванович… Настоящий хозяин»
Об Александре Ивановиче нужно, безусловно, сказать особо. Цех, который он возглавил и, считайте, «поднял» с колен (многие пробовали, но, увы, не получалось), был на острие борьбы за чистоту и экологические процессы на заводе. Сейчас работа перестроена, но об Александре Цемрюке, который ушел из жизни два месяца назад, на БЦЗ помнят, особенно его сотоварищи, ближайшие коллеги, «старая гвардия».
– Знаете, в цехе помола сырья было вначале миллион проблем, пока технологию отладили. А аспирация – цех самый опасный, электрофильтры работают под большим напряжением, их надо чистить по технологии. Нельзя даже ниточку упустить – на кону человеческая жизнь, – вспоминает Мария Михайловна. – И мы с мужем гордились, что за все 15 лет нашей общей работы, слава Богу, не было ни одного несчастного случая, отработали без ЧП. Он очень много вложил сил, чтобы добиться толка, ведь никто специфику этого цеха не знал. Специалисты, приехавшие из Казахстана, понимали все в помоле сырья и цемента, но аспирацию – никто. Александр Иванович всю ответственность взял на себя. Знаете, у нас с мужем рабочая планерка всегда начиналась дома, эдак в 6.00. Собираемся на работу – все обсуждаем. И в результате приезжаем уже с четким планом: что, где и как. У нас в цеху был идеальный порядок. Чистота, комната приема пищи, бутилированная вода – все на месте. Ни выпивших на рабочем месте, ни прогулов – никогда ничего.
Мария Михайловна и Александр Ивановичбыли удивительные супруги. Она и теперь говорит о нем, как когда-то в селах было заведено: «Мой хозяин…» Он ее звал по всей квартире «Михайловна!», она ему в ответ: «Да, Александр Иванович!» По имени редко друг друга называли, так уж сложилось. Со взаимным почтением и уважением. Очень греет Марию Цемрюк знание – коллеги и по прошествии 10 с лишним лет говорят: «Начальники у нас тогда были от Бога!» И очень благодарна БЦЗ за то, как поддерживал и проводил Александра Ивановича в последний путь. Столько людей! Столько цветов! Столько хороших слов!
По части общественной
Ушла на пенсию Мария Цемрюк в 2010 году, в 58 лет. И добавила «огонька» в общественную жизнь. На самом деле активным участником профсоюзной организации БЦЗ она была всегда. Входила в заводской профком от цеха, была в свое время председателем комиссии и жилищной, и по оздоровлению и санаторно-курортному лечению. А уже уйдя на заслуженный отдых, по настоянию Татьяны Ивановны Колосовой, тогда заместителя генерального директора по идеологической работе, кадрам и быту, возглавила ветеранскую организацию на 5 лет.На первых порах ее соратницей была руководительница профкома Леонида Тимофеевна Смолина, ее сменила Екатерина Малашенко. «Человек от души! – просит подчеркнуть Мария Михайловна. – Никогда ни в чем мы не знали и не знаем отказа. Вот заболел мой муж – профком с транспортом помогал… Вообще, сколько добрых дел сделала наша ветеранская организация при участии руководства БЦЗ – не передать. Поздравления к праздникам, подарки к юбилеям, Дню строителя и Дню пожилого человека…Всевозможные вечера, экскурсии, от Славгорода и Жировичского монастыря до Оптиной пустыни.
Мария Михайловна искренно считает, что очень во многом женщины отвечают за производство. У мужчин своя задача – обжиг, горячие печи, футеровка, а если лента, конвейер – это уже ложится на женские плечи, особенно если зимой идет мерзлое сырье. Тут не надо меряться. Все по 12 часов трудятся, на совесть и на благо родного предприятия…
И еще штрих к ее портрету. Ближе к пенсии Мария Михайловна начала бегать на районных соревнованиях! Хотя, как она сама признается, всегда была «живчиком», начала пробовать себя в спорте уже в возрасте, когда организации соревнований начали уделять больше внимание. Так что занимала и I место, и II, а в 58 лет – III! Как вдруг решилась?
– Ну, сказал профсоюз: надо не подвести завод! И мы что, флаг в руки и побежали! Муж мой, кстати, тоже занимался физкультурой – цеховым мини-футболом.
«Горжусь за своих детей!»
– Мы с мужем прожили жизнь не зря! – убеждена Мария Цемрюк. – Такая память о нас осталась! Всем помогали – и люди нас не забывают. Мы состоялись по полной программе: дом построили, сад посадили, вырастили двоих детей. И я горжусь ими! У дочки Ирины – трое деток, муж, к сожалению, очень рано ушел из жизни. Мы с ней лучшие подружки, все друг про друга знаем, созваниваемся по три раза на дню. Сын – тоже каких еще поискать, через день звонит «железно»! У него дочка…
Сейчас, говорит Мария Михайловна, ей после всех стрессов нужен покой. Раньше она сбрасывала напряжение после трудового дня на даче, где было все.
– Сын даже говорил: «Мама, давай мы тебе купим гамак, покачайся хоть!»Куда там? Мы с хозяином моим сами дачу по кирпичику построили, трудяги вдвоем, были как иголка с ниткой. Дай Господь каждому такой судьбы, детей и внуков!
По материалам корпоративной газеты Холдинга «Белорусская цементная компания» «БЦК-ИНФО»