Традиционную белорусскую дуду называют музыкальным инструментом, в котором живет душа народа. С давних времен она сопровождала человека на протяжении всей жизни — и в горести, и в радости. А фигура дударя считалась сакральной: белорусы верили, что этот человек наделен особой божественной силой. К сожалению, сегодня осталось не так много носителей мастерства игры на этом самобытном народном инструменте, хотя элемент «Культура белорусской дуды» получил в июне этого года статус нематериального историко-культурного наследия. По всей Беларуси насчитывается не более 30 дударей, один из которых живет и в Могилевской области — единственный на весь регион.
Агрогородок Вязье в Осиповичском районе расположен на живописном берегу Свислочи. Зелень вековых деревьев, бескрайние просторы и чистейших воздух — сама природа этих мест способствует зарождению творческого начала, когда душа поет и становится проводником традиций этой плодотворной земли. Николай Забавский почувствовал эту могущественную силу, когда вместе с женой переехал сюда из города. Его философия проста — нет большего счастья, чем жить и работать на земле своих предков, уважать и сохранять вековую историю своего народа. 15 лет назад это понимание вернуло его к родовым творческим корням, вложив в руки такой необычный и энергетически сильный инструмент, как дуда.
Музыкант и сейчас не может объяснить, как ему пришло понимание того, что нужно освоить игру на дуде. Однако жизнь делала Николаю Забавскому вполне недвусмысленные намеки.
«Мае продкі, прадзеды па матчынай лініі, былі Саўка ды Грышка, — делится житель Вязья. — Вось і атрымалася, як у беларускай песні: «Саўка ды Грышка ладзілі дуду». З гэтай гісторыі нарадзілася такая думка, што я таксама павінен граць менавіта на гэтым музычным інструменце. Лічу, што дуда — самы каларытны і самы народны інструмент, які бытуе на Беларусі ўжо доўгія стагоддзі».
Дуда появилась у Николая Забавского примерно 15 лет назад — профессиональный музыкант, по образованию руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов, всегда находится в поиске нового звучания. Идея пришла во время работы над реконструкцией местного свадебного обряда: собрали почти весь старинный реквизит, оставалось дело за костюмами и музыкальным сопровождением. В коллективе решили воссоздать все с максимальной точностью: «беларускія строі» сшили из льняной ткани вручную и украсили белорусским орнаментом, а вот с инструментами было сложнее. Если гармонь, бубен, трещотки и гусли еще можно было найти, то с дудой возникли определенные сложности — такого инструмента не сохранилось даже в близлежащих районах.
Без лишних раздумий и сомнений Николай Забавский решил заказать инструмент у минского мастера за деньги, которые откладывал на путешествие. В итоге его семья отправилась в круиз по Западной Европе, а музыкант осуществил свою давнюю мечту — стал учиться играть на дуде. К слову, это было непросто: как оказалось, капризный и своенравный инструмент улавливает даже энергетику окружающих людей. Для одних он играет превосходно, а для других — молчит, несмотря на все мастерство своего хозяина.
«Гэты інструмент адчувае ўсё: пару дня і года, надвор’е за вакном і нават настрой слухача, — поясняет Николай Забавский. — Бывае, што дуда маўчыць, і гэтая акалічнасць нават не залежыць ад пэўнага дагляду за інструментам: прадуў, прасушыў — вось і ўсё. Гэта жывы арганізм: не думаю, што калі дуду кінуць на цэлы год, а потым узяць у рукі, яна зайграе. Патрэбны пастаянны дагляд, я нават размаўляю з ёй, як з даўняй сяброўкай».
На освоение старинного инструмента у музыканта ушло более месяца. Сразу казалось, ну что тут может быть сложного — нот же всего семь. Но когда Николай Забавский взял инструмент в руки, сразу понял, что есть много различных нюансов, а иногда и вовсе вместо запланированного звучания дуда выдает совершенно другой звук.
«Усё вельмі непрадказальна, бо інструмент жывы, драўляны, — говорит музыкант. — Гэта не жалезная прылада — зварыў, і матэрыял ужо нікуды не дзенецца. Не адразу ўсё атрымліваецца: гук залежыць нават ад вільготнасці паветра, таму складанасці ёсць. Але ўсё роўна, дуда — для душы, для майго эстэтычнага задавальнення. Яе музыка дапамагае мне і прыносіць асалоду».
Чаще всего Николай Забавский играет на дуде белорусские мелодии и припевки — это традиционный дударский репертуар. Мотивы этих народных песен он помнит еще с детства, хотя даже точно не скажет, как они называются. Есть как «вясельныя», так и «жалобныя» композиции. Бывает и так, что участницы коллектива сельского дома культуры, солистки народного ансамбля «Вязынка», затянут свою мелодию, и именно эта песня наилучшим образом ложится на инструмент — получается очень гармоничная и трогательная композиция.
«Мае дзяўчаты з ансамбля гэты інструмент паважаюць, адносяцца да яго, як да нечага галоўнага і грунтоўнага, — улыбается музыкант. — Тым больш дуда, у адрозненні ад іншых, паважна захоўваецца ў спецыяльным кейсе — першая «скрыпка» ў аркестры, і ніяк інакш».
Коллектив вместе с дудой выступает на различных праздниках: инструмент любят и на Купалье, и на Дожинках.
«Урачыста адкрыць дудару любое мерапрыемства, выйсці і зайграць перад людзьмі — гэта заўсёды ўвага і павага, — детился Николай Забавский. — Слухачы яшчэ не прызвычаіліся да такога цуду: «Ого! Нешта незвычайнае, трэба паглядзець і паслухаць». Рэагуюць па-ўсякаму: часцей за ўсё просяць паказаць бліжэй і расказаць, як граць на такім інструменце. Аднак у Вязынцы амаль ўсе ўжо прывыклі, што спявае дуда. А хто не ведае — распавядаем, што гэта сапраўды беларускі нацыянальны музычны інструмент».
По мнению Николая Забавского, чтобы заинтересовать слушателя и привить «белорускость» через музыку, необходимо популяризировать народные инструменты, а также показывать, как под них поют и танцуют. И у людей в душе это откликается — дударю сегодня предлагают поиграть на праздниках, в том числе на свадьбах.
«Інтарэс да дуды жыве і падтрымліваецца, у тым ліку і на ўзроўні дзяржавы — напрыклад, дуда ўнесена ў спіс нематэрыяльнай духоўнай спадчыны. Я ведаю маладых хлопцаў, якія цікавяцца гэтай музыкай, і майстроў, якія робяць такія народныя інструменты. Таму ўпэўнены, што перспектыва ў дуды ёсць. Усё будзе цудоўна і добра: Беларусь і яе культура будзе жыць і развівацца, будзе жыць і дуда».
БЕЛТА [1]
Ссылки в статье:
[1] БЕЛТА: http://belta.by/