8 июня 2023 года на официальном сайте «Партизаны Беларуси» появилось еще одно имя – подпольщика и связного Александра Путнина. Это стало возможным благодаря инициативе педагогов Могилевской санаторной школы-интерната для детей, больных сколиозом.
8 июня 2023 года на официальном сайте «Партизаны Беларуси» появилось еще одно имя – подпольщика и связного Александра Путнина. Это стало возможным благодаря инициативе педагогов Могилевской санаторной школы-интерната для детей, больных сколиозом.
Недавно в школе появилась музейная комната «Память и боль белорусской земли», посвященная геноциду нашего народа.
Большая часть экспозиции создана педагогами и ребятами. Информацию о партизанском связном Александре Путнине уже разместили здесь.
– Обнаруженная правда о событиях, происходивших в годы войны в радиусе 5 километров от интерната, а также исследовательская работа дорогого стоят, – считает директор Могилевской школы-интерната Евгений Рудаковский. – Дети, которые волей судьбы задерживаются у нас, знают о тех жутких фактах даже больше некоторых местных жителей.
Могилевский микрорайон Казимировка считается одним из престижных для индивидуальной застройки. Экологически чистый, зеленый, на машине до центра города всего 7 минут езды. Однако большинство нынешних жителей и не подозревают, какие тайны хранит земля под ногами.
Лес вблизи поселка Сараканайск 80 лет назад называли «расстрельным». По официальной статистике, в Казимировке, в районах Пашково и Новопашково фашисты уничтожили свыше 10 тысяч мирных граждан. Останки многих могилевчан, замученных оккупантами, до сих пор покоятся под небольшими холмиками. Нет на них ни табличек, ни крестов. Лишь валун с указанием номера братской могилы жертв расстрелов.
Около 14 лет назад военные 52-го специализированного поискового батальона Министерства обороны подняли останки 58 мирных жителей. Груда человеческих костей, резиновые сапоги, детские галоши – от такого зрелища мороз по коже. Кто эти люди, как их звали, сколько им было лет? Ответов, похоже, уже не найти.
– Когда с ребятами составляли запрос в Могилевский госархив и областной архив КГБ, выяснили некоторые подробности фашистских злодеяний на этих территориях, – рассказывает создатель музейной комнаты, педагог-организатор школы-интерната Ольга Рудаковская. – Как свидетельствовал Максим Смоляков (из документов), в конце 1941 года в казимировском лесу массово расправлялись с людьми. Зарывать трупы принуждали местных жителей. Пришлось в этом участвовать и Максиму Савельевичу. Однажды он указал полицаю на то, что в могиле все еще живые люди. Однако приказа «закапывать» никто не отменил.
Есть и другие показания сельчан, которые утверждают, что земля какое-то время шевелилась, в котлованах в ужасных мучениях задыхались раненые. Сюда же систематически подвозили отравленных газами после автомашин-«душегубок». Страшная участь, увы, коснулась и прадеда Ольги Рудаковской. Раскручивая с учениками цепочку прошлого, ей удалось раскрыть неизвестные сведения о родном человеке.
– Сколько себя помню, в нашей семье хранилась красная, видавшая виды сумочка моей прабабушки Матильды Путниной, – говорит Ольга Викторовна. – Там лежали пожелтевшие от времени бумаги, важные документы. Маленькой и юной никогда не проявляла к этим ценностям интереса, а тут будто сама судьба толкнула заглянуть внутрь.
В 40-е годы прошлого столетия Матильда Францевна вместе с мужем Александром Карловичем и четырьмя детьми жили как раз в том самом поселке Сараканайск. Здесь с 1880 года находилось созданное латышами поселение, а в советское время – коллективное хозяйство «Красный двор», на латышском языке – Сараканайск.
– Прадед был членом партии, передовиком сельского хозяйства, председателем местного колхоза им. Кирова, – говорит собеседница. – По нашему запросу АО «ВДНХ» представило архивные выписки о присуждении Путнину награды: за высокие показатели по сбору урожая участнику Всесоюзной сельскохозяйственной выставки присудили малую серебряную медаль и занесли его имя в Почетную книгу ВСХВ 1940 года по Могилевской области Белорусской ССР. О его трудовых заслугах мы знали, а вот о воинских – практически ничего.
Спустя 8 десятилетий благодаря запросу в архив КГБ и найденным свидетельским показаниям бывшего командира группы разведки 113-го партизанского отряда-полка Ивана Крисенкова стало известно, что Александр Путнин долгое время вел подпольную борьбу с фашистами, а с 1943-го числился связным в том партизанском отряде. Вел разведку Пашковского немецкого гарнизона, полицейско-немецких гарнизонов в Казимировке и Княжицах, обеспечивал партизан горючим, продовольствием и одеждой.
В документе 1979 года бывший партизан Петр Турин отмечает, что «Путнин распространял листовки, вел активную пропаганду среди жителей поселка Сараканайск, вследствие чего многие односельчане прибыли в партизанские отряды».
Доподлинно известно, что по доносу в январе 1944 года подпольщика арестовали немецкие оккупационные карательные органы. Его односельчане говорили, что немцы сначала пытали Путнина, а затем сожгли в «салотопке» (печи для переработки трупов на мыло и другую продукцию).
Найденные документы стали веским аргументом для занесения имени народного мстителя Александра Путнина в базу данных тех, кто сражался за Родину.
– Год рождения – 1904-й, место рождения – деревня Добрейка Шкловского района, национальность – латыш. Немного нам осталось в память о легендарном родственнике, – утверждает могилевчанка. – Жаль, что нет места скорби, куда можно принести цветы и почтить память того, кто отдал жизнь за нашу с вами свободу.
Виктория БОНДАРЧИК
Фото автора и из архива Ольги РУДАКОВСКОЙ