Создавать такие комиссии будут в государственных учреждениях образования и организациях, которые реализуют образовательные программы, в том числе индивидуальные предприниматели, которые осуществляют образовательную деятельность. Так решило Министерство образования Беларуси.
Постановлением ведомства от 23 августа 2022 года №281 утверждено Положение о комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника. Ознакомиться [1] с ним можно на Национальном правовом портале.
Главная цель появления такого органа – урегулировать разногласия между участниками образовательных отношений в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника. Речь идет о ситуациях, когда у педагога в процессе трудовой деятельности появляется интерес в получении им имущества или другой выгоды, что оказывает влияние или может сказаться на качественное исполнение работником профессиональных обязанностей из-за противоречий между его личной потребностью и интересами учащихся либо их законных представителей.
Зона действия положения распространяется на педработников, которые трудятся в учебных заведениях, заключив трудовой договор и (или) гражданско-правовой договор.
По словам заместителя председателя Белорусского профсоюза работников образования и науки Валентины Ильиной, комиссия по разрешению конфликтов интересов педработников в своей деятельности руководствуется Кодексом [2] Республики Беларусь об образовании, который вступил в силу с 1 сентября 2022 года.
– Суть работы комиссии по разрешению конфликтов педработников определена ст. 35 Кодекса об образовании. Создается она для того, чтобы разграничить права и обязанности педагогов, прописанные в статьях 52 и 52 Кодекса, а также защитить тех наставников, которые достойно выполняют свои трудовые обязанности. Это комиссия является коллегиальным органом, ее состав не менее чем из 5 человек будет избираться на собрании трудового коллектива, – прокомментировала Валентина Ильина.
По ее словам, наряду с членами органов самоуправления, в частности, родительского комитета и попечительского совета, в комиссию будут входить представители профсоюза, которые будут защищать интересы конкретного педагога-члена профсоюза, если вдруг возникнут споры. При этом руководитель учреждения образования не может быть выдвинут для работы в составе комиссии.
– Комиссия носит официальный характер и для нанимателя в плане разрешения возможных конфликтных ситуаций, я надеюсь, что их не будет в этом учебном году. Документ подготовлен Министерством образования, которое установило порядок работы этой комиссии и определило сроки – орган избирается на 5 лет, – подытожила представитель отраслевого профсоюза.
Таким образом, на комиссию возложены функции:
В положении ведомства оговорены и ситуации, которые могут спровоцировать возникновение конфликта интересов педагогических работников. В частности, триггером для столкновения взглядов может стать:
На рассмотрение заявлений, которые поступят в комиссию, отводится всего 10 календарных дней. Если потребуется запросить дополнительные сведения из других инстанций, то этот срок допускается продлить до 1 месяца.
Анжела ЛЮДЫНО
Фото Александра ПОБАТА
Ссылки в статье:
[1] Ознакомиться: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238661&p1=1&p5=0
[2] Кодексом: https://1prof.by/news/v-strane/izmeneniya-2022-v-kodekse-ob-obrazovanii-belarusi-dopolnitelnye-ekzameny-i-lgoty-dlya-abiturientov/