Финансовые трудности – не повод нарушать закон, особенно если речь идет о материальной помощи работнику, получившему производственную травму. Профсоюзные специалисты помогли пострадавшему электромонтеру из Кореличского района добиться выплаты свыше 22 тысяч рублей.
Свидетелей нет
Леонид Березин (имена и фамилии героев изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) работал электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования на одном из сельхозпредприятий Кореличского района Гродненщины. Свои обязанности всегда выполнял добросовестно, к делу подходил ответственно, имея за плечами почти 35 лет трудового стажа. В октябре 2020 года Березину и еще одному работнику – Сергею Сидору – поручили отремонтировать оборудование в столярном цеху. В какой-то момент в процессе работы Сидор вышел за индикатором напряжения, а вернувшись, увидел напарника лежащим на полу. Тот не смог объяснить, что с ним произошло. В соответствии с заключением МРЭК степень утраты профессиональной трудоспособности Леонида Березина составила 60%.
– Началось расследование. Очевидцев инцидента не было, каких-либо технических или организационных недочетов не выявлено. Установить, воздействовал ли на потерпевшего вредный (опасный) производственный фактор, не удалось. Поэтому и причины несчастного случая остались невыясненными. Не была установлена и вина нанимателя, – рассказывает главный правовой инспектор труда Гродненской областной организации профсоюза работников АПК Александр Шишко.
Соглашения обязывают
Работникам, получившим травму в результате несчастного случая на производстве, Генеральным, отраслевым (тарифным) и областным отраслевым соглашениями предусмотрена единовременная материальная помощь. Ее размер равен среднемесячному заработку за каждый процент потери трудоспособности (в соответствии с п.22.9 Тарифного соглашения между Минсельхозпродом, Белорусским профсоюзом работников АПК и Республиканским агропромышленным союзом «БелАПС» на 2019–2021 годы).
Пунктом 22.14 областного отраслевого соглашения определено, что выплата производится в течение месяца с момента установления пострадавшему процента утраты трудоспособности. В отдельных случаях, например, при тяжелом финансовом положении предприятия, с согласия потерпевшего причитающуюся сумму могут выплатить частями в срок до 12 месяцев или в иной срок, определенный сторонами. В случае превышения срока сверх 12 месяцев наниматель производит оставшуюся выплату с учетом индекса потребительских цен.
В декабре 2021 года в ходе профсоюзного мониторинга выяснилось, что Березину так и не выплатили материальную помощь. Александр Шишко направил нанимателю рекомендацию по устранению выявленных нарушений.
– В своем ответе руководитель отметил, что выплата не произведена в связи с тяжелым материальным положением предприятия и оказанием ежемесячной материальной помощи семье еще одного работника, который погиб на производстве. Однако все это не повод для нарушения прав Березина, – считает главный правовой инспектор труда.
Добились положенного
Электромонтер обратился к нанимателю с заявлением об оказании положенной ему материальной помощи, но получил отказ. Следующим шагом стало обращение в комиссию по трудовым спорам предприятия, но и там все закончилось ничем. Свой отказ комиссия мотивировала отсутствием доказательств вины нанимателя в произошедшем несчастном случае (такое условие содержит колдоговор предприятия).
– В соответствии с п.1.5 тарифного соглашения, предусмотренные коллективным договором нормы, гарантии и льготы, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, Генеральным и тарифным соглашениями, являются недействительными, – поясняет Александр Шишко. – Пунктом 22.10.2 тарифного соглашения определено, что работник не имеет права на получение единовременной материальной помощи, если повреждение здоровья произошло по его умыслу, который был подтвержден в установленном порядке правоохранительными органами, или в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения. В случае Березина ничего из перечисленного не установлено.
Леонид Березин обратился в суд (его интересы представлял Александр Шишко). Наниматель, выслушав и проанализировав все аргументы, пошел на попятную. В июле стороны подписали мировое соглашение, в соответствии с которым в течение 22 месяцев предприятие должно выплатить электромонтеру 25 среднемесячных зарплат (Березин, учтя сложное финансовое положение организации, согласился на уменьшенный размер выплаты). Общая сумма составит более 22,4 тыс. рублей с учетом индекса потребительских цен на день оплаты с момента заключения мирового соглашения.
Елена КАЯЧ
Фото из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер