Пенсию мало заработать, за нее надо еще и побороться. Вопиющий случай в Могилевской области стал уроком для многих недобросовестных работодателей и руководством к действию для их подчиненных.
История о том, как жительница Круглянского района в течение шести лет добивалась льготной пенсии, поражает. Таким, как заведующая фермой ОАО «Круглянский Рассвет» Валентина Кабанцова, вместе с первыми наконец-то справедливо начисленными пенсионными выплатами впору выдавать медаль «За стойкость и принципиальность».
Заявления и обращения — приличная стопка исписанной бумаги — возвращались к адресату без должного результата. Масштаб мытарств оператора машинного доения с большим стажем достиг апогея в тот момент, когда за ее плечами остались два Министерства Беларуси: по труду и соцзащите населения, а также сельского хозяйства и продовольствия.
— В Круглянском райисполкоме, прокуратуре тоже развели руками, — рассказывает Валентина Васильевна. — Однако ни на миг не отчаивалась и верила, что получу деньги, которые положены мне по закону.
Без учета нагрузки
А началось все в далеком 1985-м, когда Валентина устроилась в ОАО «Краснопольский». В этом хозяйстве на разных должностях женщина отработала до 2008 года и уволилась в связи с переездом. Как только Кабанцова стала жительницей деревни Ельковщина Круглянского района, сразу же приступила к работе в местном хозяйстве — в колхозе «Рассвет». Там подтвердили, что с должностями бригадира бригады и заведующей фермой женщина справлялась четко, без нареканий.
В 2015 году Валентине Васильевне исполнилось 50 лет, а стаж работы оператором машинного доения составил более 20 лет. Вне всяких сомнений, такой срок дает право на пенсию за работу с особыми условиями труда.
— Ст. 54 Закона РБ «О пенсионном обеспечении» установлено, что основным документом, подтверждающим трудовой стаж, в том числе специальный, является трудовая книжка, — поясняет главный правовой инспектор труда Могилевского областного объединения профсоюзов Инна Чеботаревская. — В случаях, когда в трудовой книжке нет полных сведений, определяющих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, применяются уточняющие справки от нанимателя. Там указываются сроки, когда сотрудник выполнял подходящие под такую категорию виды работ, а также количество рабочих дней, когда он не был ими занят. Наниматель обязан оформлять и хранить такие документы по каждому штатному работнику.
Однако в 2016 году в процессе сверки документов о трудовой деятельности комитет по труду, занятости и социальной защите населения Могилевского облисполкома установил отсутствие у ОАО «Краснопольский» сведений о выполнении дояркой Валентиной Кабанцовой норм нагрузки.
Таким образом, огромный отрезок времени (с 1985 по 2008 годы) не был засчитан в трудовой стаж в связи с отсутствием документов, которые подтверждали бы фактическое количество коров на обслуживании у оператора машинного доения. Решение комиссии было однозначным:«Отменить заявительнице назначение пенсии».
Восемь судебных заседаний
— Как утопающий схватилась за последнюю соломинку, — утверждает пенсионерка, — и обратилась со своей проблемой в отраслевой профсоюз работников АПК. Меня выслушали, проконсультировали, а также помогли составить исковое заявление в суд Краснопольского района о взыскании материального ущерба с руководства колхоза.
По словам главного правового инспектора труда Могилевского обкома профсоюза работников АПК Петра Грибановского, профсоюз действовал исключительно исходя из правовых норм. Так, на основании ст.76 Закона РБ «О пенсионном обеспечении» работодатели обязаны своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсии, и своевременно представлять их в органы, которые осуществляют пенсионное обеспечение. А в соответствии со ст. 79 данного Закона работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением подобных документов.
— После рассмотрения в состоявшихся восьми судебных заседаниях с 2019 по 2022 годы представленных доказательств и документов по составленным в интересах работника обкомом профсоюза исковым заявлениям суд решил взыскать с ответчика в пользу Валентины Кабанцовой материальный ущерб в размере недополученной пенсии, — констатирует Петр Грибановский. — С 2019 года по настоящее время наниматель произвел выплаты, которые составили более 35 тысяч рублей. В первом полугодии нынешнего года Валентина Васильевна получит еще одну выплату в качестве компенсации. Ее размер определит суд.
Виктория БОНДАРЧИК