Полсотни лучших фотографий нашумевшей на весь Советский Союз выставки «Фотографика-73» вновь представлены зрителям. Посмотреть их можно в Могилевском музее имени Бялыницкого-Бирули.
В 1973 году межклубная выставка художественной фотографии «Фотографика-73», одним из организаторов которой выступил Республиканский Дворец культуры профсоюзов, произвела фурор. Из 1246 работ, присланных в Минск в том числе из-за рубежа, всеобщему вниманию предстали 146 самых необычных. Для их создания 96 авторов из 26 фотоклубов разных стран использовали разнообразные, иногда очень сложные технические приемы.
Спустя полвека 50 лучших фотографий той самой выставки вновь нашли своего зрителя. Могилевский фотожурналист и фотохудожник Ирина Савосина совместно с участниками и свидетелями былого триумфа всесоюзного показа предложила ретроспективу в Могилевском музее имени Бялыницкого-Бирули. Масштаб, само собой, отличается, но ценность возросла многократно: людям XXI века выпала уникальная возможность увидеть шедевры мировой и советской фотографии.
– Семидесятые годы – время надежд и всеобщего ощущения свободы, – вспоминает куратор «Фотографики-73» Ирина Савосина. – Фотолюбители и мастера того периода преуспели в открытии новых подходов к фотографическому процессу. Это время экспериментов и новаторства. В советской фотографии усиливается интерес к человеку с его частными переживаниями, эмоциями.
Саму же Ирину Ивановну в то время исключительно из-за возраста называли по имени. Вместе с родителями она жила в Калининграде, занималась в фотокружке областной станции юных техников и снимала подаренным мамой «Зенитом» для школы, а потом и для местной газеты. Увидев в журнале «Советское фото» публикацию о минской выставке, Ира вдохновилась и принялась за творческое подражание.
Особенно удивляли ее работы Виталия Бутырина и Яниса Глейздса. Первый заслуженно считался мастером монтажа и создавал графические полотна иногда из десятков обрывков реальности. Второй добился замечательного светового эффекта: тела его моделей словно окружены сиянием. Весь мир восторгался его художественными работами в стиле ню. Обнаженные натуры он снимал с помощью монокля. Будучи фотографом в Научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии, Глейздс освоил сложную технику изогелии.
– В 1980-е, когда переехала в Могилев и с головой ушла в фотожурналистику, и Бутырин, и Глейздс приезжали к нам с персональными выставками, – рассказывает Ирина Савосина. – Помню, как вместе снимали на пленэре в живописном местечке Свислочь. Фотохудожники делились с участниками могилевского народного фотоклуба «Радуга» секретами своего мастерства. Тогда же Глейздс подарил мне свою работу размером 18х24 с изображением девушки.
На выставке в Могилеве представлены оцифрованные копии. Подлинники «Фотографики-73» хранятся в столице. От времени некоторые из них заметно истрепались, однако художественной ценности не утратили. Благо сохранился каталог выставки, где размещены списки фотоклубов, работ и их авторов, а также репродукции некоторых снимков.
И пусть пройдет время, которое не щадит старые черно-белые фото, о большинстве авторов сохранились публикации в специализированном советском журнале. Например, об Алексее Перевощикове – «певце суровой красоты» из Кирово-Чепецка. Или Валерии Егорове из фотоклуба Коврова Московской области, который делился на страницах «Советского фото» нюансами технической обработки позитивов для достижения большей выразительности снимка.
– Знаменитостями становятся те, кто говорит новое слово в искусстве, – считает врач, участник многих фотосалонов и выставок, член народного фотоклуба «Мiнск» Виктор Бутра. – В 1973-м мне довелось поучаствовать в технической подготовке той экспозиции – и я прекрасно запомнил необыкновенную атмосферу, искреннее удивление и эмоции зрителей. Люди рассматривали великолепные работы с восхищением. Ведь никто тогда и подумать не мог, что обычная фотография может превратиться в графический рисунок.
Однако обыватели и не догадывались, каким кропотливым трудом достигались, к примеру, изогелия или псевдорельеф. Результат, по словам Виктора Александровича, зачастую был непредсказуем. Зато такие эксперименты позволяли создавать нечто невиданное. Повторить подобные открытия удавалось лишь истинным энтузиастам фотоискусства.
– Сейчас достаточно нажать две кнопки на мобильном, выбрать нужный фильтр – и за несколько секунд создать «шедевр». В этом нет ни уникальности, ни самобытности, за нас все делают техника и фотошоп, – размышляют организаторы выставки. – В те времена важнее всего были голова, сердце и руки фотомастера. В свои произведения они вкладывали душу. И эта душа в фотографиях живет даже спустя десятилетия. Не верите? Приходите на выставку, посмотрите и почувствуйте.
Виктория БОНДАРЧИК, фото автора