Наступил 2023 год – и мы вновь окунулись в атмосферу волшебства рождественских праздников с их святочными гаданиями, приготовлением 12 блюд на Рождество и, разумеется, Колядой. Этот красивый обряд – отличный повод сблизиться с соседями, родственниками и детьми. Подарить всем немного сказки.
На Могилевщине Коляда была и остается любимым зимним гуляньем. В некоторых деревнях неповторимый колорит этого старинного сакрального действа сохранили по сей день.
Местные жители агрогородка Махово Могилевского района ежегодно проводят древний обряд колядования. Козу, цыган с Медведем, Деда Мороза, Снегурочку и обязательно баяниста здесь ждут в каждом доме. Сельчане уверены: если к тебе заглянули колядующие, год непременно будет богатым и успешным.
– В Махово проживают более 700 человек, – говорит управляющая делами сельисполкома Алла Белая. – У нас всегда ярко и задорно проходят культурно-массовые мероприятия. Белорусские деревни – это особая жизнь и атмосфера. И где, как не тут, сохранять и продолжать удивительные обычаи.
Так уж повелось, что к Коляде готовится весь агрогородок: и те, кто ходит по домам, и те, кто принимает ряженых гостей. Вместе со взрослыми на празднике всегда много молодежи. Аутентичные традиции здесь берегут и приобщают к ним подрастающее поколение.
Как рассказала заведующая культурно-спортивным центром агрогородка Светлана Овчинникова, с первых дней Коляды местные проводят ритуальные действия для сохранения здоровья и благосостояния семьи.
Например, присматриваются, кто первым придет в гости 7 января – мужчина или женщина. Стараются, чтобы первой не заходила «чужая женщина», так как с ней в дом могут пробраться болезни и неприятности.
А еще верят в народные приметы: если в рождественскую ночь поднимается сильная метель, можно ждать раннюю весну. А если на рождественские праздники идет сильный снег, то весна будет теплой.
В агрогородке Полыковичи Могилевского района колядующие традиционно несут в руках «калядную зорку» – символ Вифлеемской звезды – и наряжаются в разных животных. Основные действующие лица – Медведь и Коза. Косолапый артист, как в старину на ярмарках, танцует и веселит народ. За сладкое угощение и похвалу Мишка под гармонь пляшет и бабу передразнивает – показывает, как она тесто месит. Прыснет в толпе хохот после таких пародий, а ему только того и надо, рад стараться!
Коза – тоже центральный персонаж праздника. Она – символ богатства и благополучия: по народным поверьям, отводит несчастье от дома и сулит богатый урожай тому, кто ее хорошо угостит.
– Наша козочка всегда заходит в дом вместе с колядующими, – рассказывает заведующая филиалом «Полыковичский сельский Дом культуры» Татьяна Жигалина. – Сначала она весело танцует, а потом брык – и помирает! И это не просто так, есть в этом своя символика: все, что умирает, возрождается вновь. Вот вам круговорот жизни: так просыпается весной ото сна природа, так после смерти остается в веках душа человека.
А еще в этой местности в былые времена после каждой Коляды оставляли ложку кутьи. На Крещение эту кашицу смешивали с освященной водой и добавляли в корм домашним животным и птице, чтобы были здоровые, плодились, давали много молока и яиц.
Кутьей хозяева задабривали и мороз, просили о сохранении озимых – ставили кашу на окошко и стучали в стекло: «Мороз, мороз, иди кутью есть! Чтобы только не заморозил все то, что я посеял!»
А вот в агрогородке Восход Могилевского района возрождают традиции гаданий на Святки. В период от Сочельника до Крещения девушки проводят древние обряды, чтобы заглянуть в будущее. Сжигают льняную нить, выбирают мисочку с предсказанием, по иголке с ниткой угадывают пол будущего ребенка, смотрят со свечой в зеркальное отражение, чтобы разглядеть силуэт суженого, обнимают забор и бросают на улицу сапожок.
Эти ритуалы, по преданию, дают ответы на вопросы, которые интересуют девушек во все времена: найдет ли она суженого, какой он будет, ждет ли ее богатая жизнь, сколько ожидается детей, как сложится наступивший год.
– Сейчас у девчонок эти гадания, наверное, популярнее, чем были у наших бабушек и прабабушек, – говорит заместитель директора централизованной клубной системы Могилевского района Ольга Кривощапова. – Каждый год собираемся, гадаем. Это невероятная атмосфера – сказочная. Конечно, девочки хотят убедиться, что наступивший год у них будет хороший. А кто-то действительно свою любовь находит после гаданий. Уверена, эта традиция – не просто развлечение. Она знакомит с укладом жизни наших предков, рассказывает, во что пращуры верили.
Кличевщина также славится своими колядными традициями. Вечером 13 января, перед старым Новым годом, в поселке Вирков Кличевского района проходит обряд, в котором участвуют только взрослые. Называется он «Цыганы».
– Ритуал, которому уже несколько веков, был восстановлен в Виркове более 10 лет назад. По крупицам собирали информацию от старожилов, записывали обрядовые песни, подбирали одежду, – рассказывает директор централизованной клубной системы Кличевского района Елизавета Ковалева. – Легенда гласит, что эта традиция связана с цыганской парой, которая когда-то забрела к нам на колядки и пошла по домам. Вскоре к ним присоединились молодая и молодой – пан и пани с большим мешком. В него и складывались нехитрые угощения. С тех пор здешние сельчане, собираясь колядовать, говорят: «Мы идем «у цыганы».
В руках ряженых – посох с колокольчиком для отпугивания нечистой силы, свисток и бубен. Переодетые в цыганок женщины заранее готовятся к тому, что им предстоит гадать по руке и на соломке.
В прошлом году на этот уникальный обряд пригласили представителей Национальной академии наук, которые дали ему свою оценку. К их визиту работники культуры Кличевского района подготовили документы для внесения обряда в список нематериального культурного наследия Беларуси.
Виктория БОНДАРЧИК
Фото Мариам ТАБАГАРИ