Масштабное исследование и научное открытие начинаются с досконального изучения школьных дисциплин. Безусловно, не без поддержки учителя, который вовремя заметил этот интерес и помог реализовать потенциал способного ученика, направив его в нужное русло.
В Пудовнянской средней школе стараются активно поддерживать талантливых ребят. В учреждении ведется постоянная плодотворная работа по формированию исследовательских навыков у учащихся.
— На протяжении последних 10 лет наши ученики показывают высокие результаты в конкурсах эколого-биологических работ и исследовательской деятельности, — рассказывает директор школы Лилия Ходанович и отмечает последние из достижений: — В республиканском конкурсе научных биолого-экологических работ (проектов) отличилась наша прошлогодняя выпускница Полина Кузнецова, получив Диплом второй степени на республике. Высокой награды удостоена ее работа «Получение трутневого гомогената и использование его в качестве биодобавки при кормлении кур-несушек». По результатам этого же конкурса в текущем учебном году обладателями Диплома второй степени на области стали девятиклассники Василина Котлобай и Арсений Шапуркин, которые исследовали тему «Использование строительной рамки для борьбы с клещом Вароа и повышение продуктивности пчел». Арсений, к тому же, принимал участие в третьем этапе республиканской олимпиады по учебному предмету «Химия». В областном конкурсе работ исследовательского характера (конференций) по учебному предмету «Биология» поощрительного отзыва в области удостоена учащаяся 10 класса Виктория Златникова.
Все эти ребята — ученики опытного, заинтересованного в своем деле педагога Анны Вронской, именно Анна Владимировна выступила руководителем вышеназванных научных и исследовательских работ, а также осуществляла подготовку к олимпиаде.
Не первый раз достигают высоких результатов и ученики Ольги Лавреновой, учителя математики и информатики. Так, в областном конкурсе работ исследовательского характера (конференций) по математике учащиеся Ольги Валентиновны, восьмиклассницы Светлана Кизеева и Валерия Суворова, в основу исследования которых легли диофантовы уравнения, вошли в число призеров на области и получили Диплом второй степени.
— Ольга Валентиновна входит в состав областной команды педагогов, которые занимаются подготовкой учащихся региона к олимпиадам, конкурсам по математике, — отмечает руководитель Пудовнянской СШ, и уже один этот факт свидетельствует о высоком уровне профессионального мастерства учителя.
Сама Лилия Викторовна, историк по специальности, тоже не осталась в стороне от исследовательской деятельности по своему предмету:
— Возникла идея подготовить работу по истории Беларуси, тема была взята весьма актуальная на сегодняшний день — «Оккупационный режим и политика геноцида на территории Беларуси». Работали мы вместе с учащейся 9 класса Василиной Котлобай — изучали архивные данные, собирали и анализировали в том числе местный материал. Приятно отметить, что девочка по-настоящему прониклась, заинтересовалась темой исследования, а это, считаю, самый важный результат. На областном уровне мы отмечены Дипломом участника, но для нас это был первый опыт, а Василина, защищая работу, держалась очень уверенно. Она у нас умница, отличница и активистка, и мы, конечно, возлагаем надежды на ее успехи в дальнейшей учебной и исследовательской деятельности.
Как призналась Лилия Ходанович, для нее проведение уроков, занятия с детьми — настоящая отдушина, возможность отвлечься от административной нагрузки. И если бы позволяло время, она с удовольствием бы занялась исследованиями по своему предмету более активно, ведь за плечами у Лилии Викторовны серьезный опыт участия в различных конкурсах гражданско-патриотической направленности, работы по краеведению.
В исследовательской деятельности, считает директор школы, проявляется в первую очередь профессионализм учителя, ведь, как правило, инициатива заниматься этим трудоемким процессом — будь то практическая работа, связанная с наблюдениями, выяснение ранее неизвестных исторических фактов и прочее — принадлежит именно ему. Но только в тесном сотрудничестве «учитель-ученик-родитель» можно достичь высоких результатов.
В Пудовнянской средней школе 90 процентов педагогического коллектива составляют опытные, грамотные в своем деле специалисты, в том числе сильное звено учителей начальных классов, которые умеют вовремя рассмотреть и помогают реализовать потенциал учащихся, их способности к тем или иным дисциплинам. А поэтому впереди еще много новых побед и достижений.
К слову, в феврале учащиеся 5-8 классов Пудовнянской средней школы готовятся к участию в конкурсе работ исследовательского характера по учебным предметам «Биология» и «Математика». Пожелаем ребятам успеха и достойных результатов!
Ирина ТЕТЕРИНА