Пафосного разговора о высокой миссии пожарных у нас с главным специалистом отдела службы и боеготовности подразделений Могилевского областного управления МЧС Беларуси Николаем Пинчуковым так и не получилось. И пусть на счету бравого подполковника внутренней службы десятки спасенных, беседа вышла искренней и местами веселой.
— К жизни нельзя относиться легкомысленно, мало ли что с ней завтра произойдет, — серьезно произнес Николай Михайлович… и рассмеялся.
О своем месте
В детстве не вздыхал с тоской, провожая взглядом пожарные машины, и не мечтал быть суперменом. Как и многие мальчишки, добросовестно занимался спортом и любил с друзьями гонять мяч во дворе. Так же, играючи, поступил в Могилевский политехнический колледж и решительно намеревался стать техником-механиком по эксплуатации металлообрабатывающих станков. Однако практика на заводе окончательно убедила меня: к сожалению, пошел не тем путем. Вопреки маминой надежде, которая спала и видела, чтобы сын окончил вуз по какой-нибудь технической специальности, признался честно — этого не будет!
Мама, конечно, расстроилась, но препятствовать не стала, за что благодарен ей до сих пор. Честно говоря, не так уж и сильно разочаровал близких: не вышло из меня инженера, зато стал курсантом Гомельского инженерного института МЧС. И пусть тягот и лишений хватало даже во время учебы, зато точно решил для себя — нашел свое место.
О боевом крещении
Прошло много лет, а свой первый боевой вызов помню, будто вчера. На то ДТП наш пожарно-аварийно-спасательный отряд прибыл спустя считаные минуты. Разбились молодые ребята — водитель не справился с управлением и врезался в столб. С коллегами эвакуировали его из покореженного авто, вытащили — и в ту самую минуту он обмяк в наших руках.
Такое близкое соприкосновение со смертью произвело огромное впечатление. Произошла переоценка ценностей. С тех пор, благодаря работе, не переставал убеждаться вновь и вновь: большинство наших ежедневных проблем — надуманные и не такие значительные, какими кажутся.
Не забыть и того происшествия, когда в глухой деревеньке одного из райцентров горел бревенчатый дом. Из-за позднего сообщения о пожаре от хаты остались лишь обугленные стены. Хозяйка, бабуля, сидела на большом деревянном ящике и с грустью смотрела на останки своего жилища. Поразил ее взгляд. Столько в нем было боли и сожаления — все, без крыши над головой. Зато осталась жизнь. И дороже ее у человека ничего нет.
Об ожидании вызова
Есть анекдот в тему. Устроился мужик на работу пожарным. Спустя месяц встречает друга, тот спрашивает:
— Как работается?
— Ты знаешь, неплохо. Зарплата приличная, паек, обмундирование. Опять же ребята хорошие подобрались, в шашки играем, домино… Но как пожар, хоть увольняйся!
Поверьте, над ним смеются только те, кто не работал в МЧС. Помимо чрезвычайных происшествий работы у МЧС-ников хватает: ремонт техники, обслуживание оборудования, проведение занятий, физподготовка, работа с документацией. Есть четкий распорядок дня — и без дела никто не сидит.
А как начинаются пожароопасные периоды — весной, когда сжигают траву и мусор на приусадебных участках, или морозными зимами, в сезон интенсивного отопления, — в гараж техника заезжать не успевает. С утра как уезжаешь из части — обедаешь только поздним вечером.
О холодной голове и суевериях
Профессия отложила свой отпечаток: теперь в любой экстремальной ситуации, которые иногда случаются не только по работе, срабатывает рефлекс: делаю паузу и спокойно оцениваю обстановку. Паники нет — холодная голова и быстрая продуманная реакция.
А еще рад, что теперь умею стойко преодолевать трудности. На многие невзгоды смотрю снисходительно, как на пустую суету. Надеюсь, и сына Мишу, которому всего лишь три года, со временем обучу этому важному качеству.
Зато от суеверий так и не избавился. Кстати, многие пожарные этим грешат. Да и проверено на себе десятки раз. Так, встретившись на тушении пожара с товарищами из другой части, нельзя после проделанной работы прощаться и пожимать друг другу руки. Обязательно скоро вернетесь на такое же мероприятие, а два боевых вызова за смену — испытание не из легких.
Или протер перед сменой мигалки в машине — сразу отсчитывай минуты до вызова. Точно так и с новой боевкой — курткой со светоотражающими полосками: надел ее, значит, вскоре где-то что-то загорится.
Врачи же не просто так мечтают о меньшем количестве пациентов. И пожарным есть чем заниматься помимо происшествий. Пусть и бедовых ситуаций у людей, как и болезней, будет поменьше.
О лучшей награде
Сегодня одна из моих основных обязанностей — служебные проверки по фактам нарушения порядка ликвидации чрезвычайных происшествий. Проще говоря, анализирую действия сотрудников МЧС при выполнении своей работы согласно требованиям устава.
До того десять лет отработал в должности начальника дежурной смены пожарного-аварийно-спасательного отряда. В подчинении — 27 человек: водолазы, пожарные, медики, химики, высотники. Моя задача состояла в том, чтобы, оказавшись на месте происшествия, в считаные минуты оценить обстановку и каждому раздать задачи. Ответственность не только за максимально благополучный исход всей операции, но и за безопасность личного состава. За эти годы ни один из них не пострадал, все живы и награждены за свои заслуги. В этом, наверное, и заключается лучшая награда: раз все целы, значит — все делал правильно.
Виктория СИДЕЛЬНИКОВА
Фото автора и из архива Николая ПИНЧУКОВА