Ветеран педагогического труда Евгения Закалинская в этом году отметила свой 90-летний юбилей. Навестили заслуженного педагога председатель Мстиславского райкома профсоюза работников образования и науки Любовь Бонохова и председатель Мстиславского районного объединения профсоюзов Игорь Валюженич.
Евгения Трофимовна 47 лет посвятила работе с детьми. Около сорока из них — в Мстиславской школе-интернате для глухих детей. Она разработала собственную методику по формированию произносительных навыков, развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха и речи.
С докладом о развитии речи глухих детей, основанном на личных практических наработках, она выступала даже в Москве на Всесоюзных педагогических чтениях.
В школьные годы она мечтала стать геологом. Хотелось уехать далеко-далеко, посмотреть мир. Но тяжёлое послевоенное время распорядилось по-своему. Евгения Трофимовна поступила в Мстиславское педучилище.
— Училась в училище хорошо, но не представляла, как буду выполнять нелюбимую работу, — с улыбкой вспоминает Евгения Закалинская. — Так думала, пока не увидела заведующую базовой школой при педучилище Марию Прокофьевну Маеву. На линейке 1 сентября она с такой любовью смотрела на детей, говорила им простые, но такие душевные слова. Статная, одетая скромно, но со вкусом… Она навсегда покорила меня, и я как-то вдруг поняла, что люблю детей, хочу учить их. Потом каждый год с огромным нетерпением ждала первое сентября, чтобы вновь войти в класс, увидеть глаза детей…
Трудовой путь педагог начала пионервожатой в Мазоловской неполной средней школе. Потом шесть лет заведовала Туровской начальной школой Мазоловского сельсовета и была учителем начальных классов. В 1962 году стала воспитателем в школе-интернате для глухих детей.
— К работе воспитателя в школе-интернате требования были очень высокие, — говорит она. — Надо было уметь выпиливать лобзиком, вышивать гладью и крестиком, делать разные поделки из бумаги, из папье-маше, лепить из пластилина. И у меня «проснулись» таланты, о которых я и не подозревала. Начала рисовать, лепить из пластилина, который до того и в руках не держала. Сначала тренировалась дома, а потом уже работала с детьми.
С 1966 года и до пенсии Евгения Закалинская работала учителем начальных классов. Сначала знаний методики преподавания в спецшколе не хватало, поэтому посещала уроки опытных педагогов, читала литературу.
— Хочу сказать, что воспитывать и обучать глухого ребёнка — тяжёлый труд, — вспоминает Евгения Трофимовна. — Представьте, что маленький человечек воспринимает мир в основном глазами. Он не слышит, но видит. И далеко не всё, что видит, воспринимает верно. Задача педагога — не только научить его, но и воспитать хорошего человека.
По мнению Евгении Закалинской, этого можно достичь только тогда, если любишь детей, желаешь помочь им, в тебе есть чувства сострадания и милосердия.
— Работала, не считаясь с личным временем. Это сейчас за все дополнительные занятия педагогам платят. А тогда послеурочные часы никто не оплачивал. Учителя старались дать детям знания. Часто я ходила заниматься с ребятами даже по воскресеньям. Каждый их успех был для меня гордостью и радостью, — рассказывает она.
Ученики благодарны ей и за школьные, и за уроки жизни. Они до сих пор навещают свою любимую учительницу. С благодарностью вспоминает Евгения Трофимовна и своих коллег по работе Веру Савич, Анну Матвеенко, Надежду Якименко, бывших директора и завуча школы глухих детей Михаила Калистратова и Михаила Манышева.
Много трудностей пережила в жизни эта замечательная женщина. Но, как она говорит, они только закалили её характер.
— У меня остались приятные воспоминания о наших учениках, коллегах. О работе в школе думаю часто и с удовольствием. И скажу честно: работать учителем интересно, радостно, волнительно. И сегодня нисколько не сожалею о несбывшейся мечте стать геологом, — говорит женщина.
Евгения Закалинская живёт вместе с сыном и невесткой, радуется успехам внуков и всех своих былых учеников.
Фото Натальи Манусовой.
Источник: mstlife.by