Бригада крановщиц Могилевского вагоностроительного завода «жонглирует» крупногабаритными деталями, будто бутафорскими гирями. Со стороны трюки вызывают недоумение: как девушкам так ловко удается ворочать многотонные вагоны? Кажется, подобное под силу избранным. Отчасти так и есть.
Ювелиром тяжелой промышленности становится не каждый, кто поборол страх высоты и взобрался по длинной лестнице под потолок цеха. Основная сложность этой профессии не в управлении тяжелыми рычагами, а в самообладании.
— В 10 метрах над землей важно справиться с внутренним состоянием, — делится секретами мастерства машинист мостового крана, бригадир смены Ольга Адасенко. — Нужны быстрая реакция, четкий глазомер, максимальная сосредоточенность, поэтому медлительный по натуре человек в кабине крана вряд ли почувствует себя спокойно. Ведь не любой, кто захотел водить автомобиль, делает это хорошо. Так и в нашем деле: либо это дано — и тогда развивай способности, набивай руку, либо не дано.
— От нашей слаженной работы зависит и безопасность тех, кто внизу, — дополняет коллегу крановщица Светлана Морозова. — Стропальщики цепляют грузы, сигналят нам — и мы поднимаем крюки. Важно доверять друг другу и не торопиться. Работать в паре, когда вагон синхронно поднимают два крана и перевозят в другое место на сборку, наверное, самое сложное. В этот ответственный момент надо иметь одну голову на двоих: чувствовать машину, совершать одинаковые движения, подстраиваться под скорость напарника — это высший пилотаж.
Без паники, состав поедет
Сегодня Могилевский вагоностроительный завод, входящий в холдинг «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», может похвастать востребованной на отечественном и зарубежном рынках выпускаемой продукцией, достойными условиями труда и главной своей ценностью — дружным, надежным коллективом. Времена у завода были разные. Нынешней весной ему исполнится 18 лет. Совершеннолетие единственный производитель вагонов в Беларуси встретит полным сил и амбициозных планов на будущее. Свой первый заводской кризис работники предприятия, сплотившись, смогли преодолеть достойно и на удивление быстро.
Дело было восемь лет назад, когда бывший директор завода собрал трудовой коллектив подчиненных и попросил немного потерпеть, пообещав в считанные месяцы исправить ситуацию. Вагоны тогда штамповались, как и в лучшие времена, однако сбыта не было. Прибыли, естественно, тоже. К слову, именно крановщицы практически полным составом не поддались панике и не оставили страну без стратегически важного товара.
— Правда, нас и тогда не обижали, — вспоминает машинист мостового крана Нина Федорцова. — По праздникам руководство все равно умудрялось порадовать людей небольшой премией. Мы не могли бросить завод, которому каждый из нас уже отдал более десяти лет жизни.
Не подвел и руководитель: за год наладил поставки по Беларуси, заключил контракты с Россией и Казахстаном. Заводчане получали расчетные и не верили глазам: заработная плата росла прямо пропорционально спросу на могилевские вагоны. Уже в 2019-м за высокие производственные показатели завод-передовик попал на Доску почета Могилевского облисполкома, а в наступившем 2023 году средняя зарплата на предприятии подошла к двум тысячам рублей. В месяц здесь производят по 120 — 130 вагонов.
Наш паровоз вперед летит
Контракты на поставку товаров от МВЗ основным потребителям — Белорусской железной дороге и Беларуськалию — расписаны по месяцам до конца 2023 года. Особенно востребованы полувагоны и минераловозы для перевозки калийных минеральных удобрений. В ближайшее время Могилевский вагоностроительный завод запустит в массовое производство вагоны под щебень и разработает универсальную 40-футовую платформу, которая сможет перевозить щебень и колесную технику.
По словам директора завода Андрея Прокопенко, производственных мощностей по доведенным показателям бизнес-плана на поставку продукции сегодня достаточно, не хватает только рабочих рук. На заводе есть вакансии для квалифицированных сварщиков, слесарей, сборщиков металлоконструкций, штамповщиков, маляров. Было бы желание работать в команде, а всяческих преференций от профкома на заводе хватит на всех.
— По мере необходимости наш коллективный договор обновляется и дополняется «бонусами», — говорит представитель профсоюзного комитета, начальник планово-производственного бюро Алеся Власенко. — Значительная часть коллектива — молодежь. Для этой категории работников предусмотрены выплаты к свадьбе, рождению детей, дополнительные выходные. С согласия руководства завода практикуем хорошие доплаты для наставников, которые обучают новичков. Каждому, кто нуждается в жилье, по заявлению работника ходатайствуем о предоставлении койка-места или комнаты в общежитии. С недавних пор ввели еще одну меру для стимулирования: ежемесячное награждение от профсоюзного комитета одного из работников от цеха в номинации «Лучший по профессии». Также проводим регулярные соревнования по разным игровым видам спорта, в которых победители и призеры получают денежные призы и дипломы. А еще мы много путешествуем и дружим семьями.
Мнение
Валентина ШИШКО, председатель областной организации Белорусского профсоюза работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ»:
— Так уж сложилось, что многие, кто 18 лет назад пришли совсем юными на Могилевский вагоностроительный завод, встретили здесь вторую половинку. Со временем они породнились семьями, перекрестили детей и обрели настоящих друзей. И когда работники говорят, что завод — их семья, поверьте, это не просто слова. Приятно, что здесь трудятся настоящие профессионалы и преданные своему делу люди.