Отыскивать годы «утерянного» стажа – дело привычное для профсоюзных юристов. Реорганизация и ликвидация предприятий, смена фамилий сотрудников или их переезд на ПМЖ в другую страну – причины, казалось бы, не столь значительные, чтобы в будущем при уходе на заслуженный отдых недосчитаться пары-тройки трудовых лет. Однако суды по этой теме не прекращаются.
– Неустанная борьба с людской халатностью часто заканчивается нашей победой, – делится опытом главный правовой инспектор труда Могилевской областной организации белорусского профсоюза работников леса и природопользования Дмитрий Мордачев.
В минувшем феврале на профсоюзный правовой прием граждан обратился житель Быховского района, который рассказал о безнадежной ситуации. Оказалось, в этом году мужчине исполняется 58 лет и он готов уйти на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда. Такое право, независимо от последнего места работы, дает ч.1 ст.12 Закона «О пенсионном обеспечении». Но вдруг в процессе подготовки необходимых документов выяснилось, что несколько лет ему не зачтут в общую «копилку» стажа по причине отсутствия данных о заработке.
– В соответствии со ст.57 Закона индивидуальный коэффициент заработка перед назначением пенсии определяется за последние 30 лет работы, – поясняет юрист. – Обратившемуся за помощью требовалось представить в комитет по труду, занятости и соцзащите справки о зарплате за период начиная с 1993 года.
Мужчина рассказал, что с 1992 по 1999 годы работал в одной из сельскохозяйственных организаций Быховского района, и в доказательство показал записи в трудовой книжке. Но более 20 лет назад в административном здании колхоза случился пожар, все лицевые счета за 7 лет сгорели. Чудом уцелел лишь архив за 1996 год.
– Восстановить документы, само собой, невозможно, – говорит Дмитрий Викторович. – Но и вычеркнуть из жизни несколько лет работы крайне обидно, поэтому решил: сделаю, что должен. Составил и направил в суд заявление об установлении факта получения зарплаты в определенном размере и за конкретный период. Также заявил ходатайства об истребовании документов и предоставлении сведений из территориальных органов статистики и ФСЗН.
Дело рассматривали в порядке особого производства в соответствии со ст.361 Гражданского процессуального кодекса. Суд удовлетворил все ходатайства, заявленные правовым инспектором. Понадобилось два судебных заседания, в ходе которых исследовали письменные доказательства, опрашивали специалистов и представителей заинтересованных сторон.
– В начале мая суд удовлетворил иск: в стаж для назначения пенсии работнику справедливо прибавили почти 7 лет, – сообщает результат Дмитрий Мордачев.
Виктория БОНДАРЧИК