Руководитель одного из предприятий Могилевской области сокрушался, что молодежь у него не задерживается. Мол, добросовестно трудиться не хотят, а деньги им подавай. Но пока наниматель жаловался на текучесть кадров и капризы молодых специалистов, их родители обращались во все инстанции, в том числе и в профсоюз.
По распределению новое пополнение явилось в срок и с нужным настроем: хотелось работать и зарабатывать. Однако после первой же получки пыл угас, несколько ребят написали заявление на увольнение. Спустя пару месяцев за ними последовали еще трое. Почти год коллектив предприятия безжалостно терял «бойцов», а наниматель лишь подписывал заявления об их переводе в другие организации. До прибытия профсоюза «дожили» самые стойкие – осталось всего 9 человек из нескольких десятков новичков.
– После проверки их расчетных листков можно было бы впасть в депрессию, – признается правовой инспектор труда Могилевской областной организации профсоюза работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ» Анна Масько. – «Чистыми» на руки ребятам доставалось по 50 или 100 рублей, а некоторые умудрялись «заработать» аж 15 рублей за месяц! Складывалось впечатление, что это не производство, а учреждение закрытого типа с обязанными лицами. Большинство молодых специалистов приехали из соседних регионов, общежитие предоставили не всем, и многие за свой счет снимали жилье. Уму непостижимо, как за 15 рублей можно оплачивать съемную квартиру и содержать себя весь месяц?
– Для молодежи хоть и установили пониженные нормы труда, но даже с наставником выполнить их проблематично, – объясняет профсоюзный юрист. – Переубедить руководителя в неправоте оказалось нелегкой задачей, однако справедливость была на стороне обделенных. До минимальной зарплаты новичкам не доплачивали солидную сумму – без малого практически всю. Рекомендация последовала незамедлительно.
По закону минимальная зарплата применяется в отношении всех работников, заключивших трудовой договор на территории Беларуси, и рассчитывается на основе месячных тарифных ставок (окладов, должностных окладов). Месячная МЗП в январе прошлого года составляла 554 рубля, а уже спустя год она увеличилась до 626 рублей. В итоге самым терпеливым, кто смог выдержать испытание трудом и безденежьем, в перерасчете на всех досталось более 5 тыс. рублей.
Кроме того, правовой инспектор труда нашла нарушения, связанные с увольнением. Многие ушли от прижимистого директора досрочно, до завершения обязательной отработки после окончания учебного заведения, подписав документ о переводе.
– При такой ситуации они потеряли статус молодого специалиста, и выпускникам-бюджетникам придется выплатить неустойку, – говорит Анна Масько. – На мой взгляд, это упущение прежде всего нанимателя. Увольнение правильнее оформлять перераспределением, тогда никто не остается внакладе.