Прорыв в фотоискусстве на рубеже 70–80-х годов прошлого века совершили обычные советские граждане. Творчески настроенные фотолюбители – от заводских рабочих до президента Академии наук БССР – создавали снимки, способные конкурировать с работами признанных профессионалов тех лет. Их имена теперь вписаны в историю советского фотоискусства как имена классиков. Большой вклад в становление и развитие фотолюбительского движения в БССР внес и Белсовпроф. Увидеть их работы можно в Могилеве до 10 сентября.
Профсоюз активно поддерживал работу фотоклубов, проводил конкурсы, приглашал известных мастеров с лекциями и персональными выставками, помогал с фотоматериалами, оплачивал творческие семинары и командировки. И всячески поощрял талантливых самородков.
Что за знаменитая выставка и чем она интересна сейчас?
В 1973 году межклубная выставка художественной фотографии «Фотографика-73», одним из организаторов которой выступил Республиканский Дворец культуры профсоюзов, гремела на весь Советский Союз. Из 1246 работ, присланных в Минск из союзных республик и из-за рубежа, всеобщему вниманию предстали 146 самых необычных. Для их создания 96 авторов из 26 фотоклубов разных стран использовали разнообразные, иногда очень сложные технические приемы.
Спустя 50 лет 50 лучших фотографий той самой нашумевшей выставки вновь нашли своего зрителя. Могилевский фотожурналист и фотохудожник Ирина Савосина совместно с минчанами, участниками и свидетелями былого триумфа всесоюзного показа, предложили ретроспективу в Могилевском музее имени Бялыницкого-Бирули. Масштаб, само собой, отличается, зато ценность возросла в разы: людям 21 века выпала уникальная возможность своими глазами увидеть шедевры мировой и советской фотографии.
– Семидесятые годы прошлого века – время надежд и всеобщего ощущения свободы, – вспоминает куратор «Фотографики-73» Ирина Савосина. – Фотолюбители и мастера того периода преуспели в открытии новых подходов к фотографическому процессу. Это время экспериментов и новаторства. В советской фотографии усиливается интерес к человеку с его частными переживаниями, эмоциями.
«Сияние» сквозь линзу
Саму же Ирину Ивановну в то время исключительно из-за возраста называли по имени. Вместе с родителями она жила в родном Калининграде, занималась в фотокружке областной станции юных техников и снимала подаренным мамой «Зенитом» для школы, а потом и для местной газеты. Увидев в журнале «Советское фото» публикацию о минской выставке, Ира была в восторге. Вдохновленная смелыми решениями фотомастеров, принялась за творческое подражание. Ее «Торговый порт», напечатанный на контрастной фотобумаге с дополнительным отбеливанием смотрелся как настоящая фотографика! Ирина мечтала и дальше учиться у таких мастеров фантазийной фотографии как Виталий Бутырин из литовского Каунаса. Этот мастер монтажа создавал графические полотна иногда из десятков обрывков реальности. Кстати, именно Бутырин – первый в Союзе обладатель звания MFIAP (мастер Международной федерации фотоискусства).
Участник «Фотографики-73» Янис Глейздс – признанная легенда латвийской фотографии и кавалер ордена Трех звезд – добился замечательного светового эффекта: тела его моделей словно окружены сиянием. Весь мир восторгался его художественными работами в стиле ню – обнаженные натуры он снимал с помощью монокля. Будучи фотографом в Научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии, Глейздс освоил сложную технологию изогелия.
– В 80-е, когда я переехала в Могилев и с головой ушла в фотожурналистику, и Бутырин, и Глейздс приезжали к нам, – рассказывает Ирина Савосина. – В областном центре проходили их персональные выставки. Помню, как вместе снимали на пленэре в живописном местечке Свислочь Осиповичского района. Фотохудожники делились с участниками могилевского народного фотоклуба «Радуга» секретами своего мастерства. Тогда же Глейздс подарил мне свою работу размером 18х24 с изображением девушки. Сейчас ее цена достигает 350 евро.
Ювелир с «Зенитом»
На выставке в Могилеве представлены оцифрованные копии. Подлинники «Фотографики-73» хранятся в столице. От времени некоторые из них заметно истрепались, однако художественной ценности не утратили. Благо, сохранился каталог выставки, где размещены списки фотоклубов, работ и их авторов, а также репродукции некоторых фотографий.
И пусть пройдет время, которое не щадит старые черно-белые снимки, о большинстве авторов сохранились публикации в специализированном советском журнале. Например, об Алексее Перевощикове – «певце суровой красоты» из Кирово-Чепецка. Или Валерии Егорове из фотоклуба города Коврова Московской области, который делился на страницах «Советского фото» нюансами технической обработки позитивов для достижения большей выразительности снимка. О подготовке своего «Ленинградского мотива» он писал как о длительном химическом процессе, граничащем с ювелирностью.
– Знаменитостями становятся те, кто говорит новое слово в искусстве, – считает врач, участник многих фотосалонов и выставок, член народного фотоклуба «Мiнск» Виктор Бутра. – В 73-м году мне довелось поучаствовать в технической подготовке экспозиции – и я прекрасно запомнил ту необыкновенную атмосферу, искреннее удивление и эмоции зрителей. Люди рассматривали великолепные работы с восхищением. Ведь никто тогда и подумать не мог, что обычная фотография может превратиться в графический рисунок.
Однако обыватели и не догадывались, каким кропотливым трудом достигались, к примеру, изогелия или псевдорельеф. Результат, по словам Виктора Александровича, зачастую был непредсказуем. Зато такие эксперименты позволяли уйти от натурализма и создавать нечто невиданное. Повторить подобные «открытия» удавалось лишь истинным энтузиастам фотоискусства.
– Сейчас достаточно нажать две кнопки на мобильном, выбрать нужный фильтр – и за несколько секунд создать «шедевр». В этом нет ни уникальности, ни самобытности, за нас все делают техника и фотошоп, – размышляют организаторы выставки. – В те времена важнее всего были голова, сердце и руки фотомастера. В свои произведения они вкладывали душу. И эта душа в фотографиях живет даже спустя десятилетия. Не верите? Приходите на выставку, смотрите и чувствуйте.
Виктория БОНДАРЧИК
Фото автора и из архива Ирины САВОСИНОЙ